25.03.2019 10:49
USD 63.77 EUR 72.59
Вспоминая девяностые
Культура

Вспоминая девяностые

Рыбинский музей-заповедник представил выставку картин Андрея Пашкевича, известного как кинооператора фильмов «Стукач», «Еще люблю, еще надеюсь», «Безумный день инженера Баркасова». Коллекция под названием «Политэкология» объединяет мысли автора о политической ситуации в России, ее властях и простых людях в разные периоды истории.

Москвич Андрей Пашкевич родился в 1945 году в семье ведущего художника-постановщика киностудии имени Горького Петра Пашкевича. Детство будущего оператора, художника, продюсера проходило в творческой атмосфере, часто он проводил время у отца на работа за кистями и красками. Закономерным стало решение Андрея учиться во ВГИКе, где он выбрал операторский факультет.

Профессионально заниматься живописью он стал в конце 80-ых годов, с этого времени по начало нулевых и были созданы полотна, вошедшие в «Политэкологию». Пашкевич скончался в 2011 году, и сегодня организацией выставок его картин занимается его супруга Грет Ван Хаелст.

— Андрей создавал картины в отдельной комнате, никогда не спрашивал моего совета о них и ничего не объяснял. Для меня особенно важны две картины: «Красный водоворот» с изображением закрученного русского флага и «Великое терпение» с портретом неизвестного. На обеих все крутится вокруг человека, а он сам ничего не может сделать, только терпит: что случится, то и будет. Для меня это суть цикла «Политэкология», — делится своими впечатлениями Грет.

По ее словам, Пашкевич был истинно русским человеком, щедрым, добрым. Не мог долго жить вне своей страны, пробыл в Бельгии, откуда родом его супруга, всего две недели, и то постоянно следил за новостями с родины, торопился домой.

Работы Пашкевича иллюстрируют переломные моменты в истории России: здесь 1917 год и сталинское время, период перестройки, борьба за власть и жизнь простых людей. Особо стоит выделить триптих на тему экологии. И хотя в картинах достаточно темных красок и мрачных аллегорий, во многих все же прослеживаются мотивы надежды.

Определение «Политэкология» принадлежит самому Андрею Пашкевичу, который говорил, что политика дело грязное, а экология — чистое, и хотелось бы, чтобы политику делали чистыми руками. Посредством кисти, красок и холста художник стремился рассказать, как он ощущал то неоднозначное время, которое переживали его страна и народ.

Рассказывают, что толчком к созданию цикла «Политэкология» послужил случай, произошедший с ним на Рублевском шоссе. За Андреем ехал кортеж из нескольких машин и сигналил, видимо, требуя уступить дорогу. Художник проигнорировал этот призыв, за что получил удар палкой по лобовому стеклу. К слову, в его коллекции есть картина с похожим сюжетом и названием «Рублевское шоссе».

Живописные работы Андрея Пашкевича с начала 90-ых годов выставлялись не только в городах России, но и за рубежом — в Корее, Китае, Испании, Бельгии, Болгарии. Тем не менее Грет Ван Хаелст считает важным показывать картины именно в нашей стране как иллюстрацию происходивших в ней событий. В Рыбинске выставка будет открыта до 3 марта.